И женщина, и хирург

Врач-хирург Дания Гилаева поделилась впечатлениями о двух месяцах работы в Луганской народной республике.

Она стремилась на Донбасс с первых месяцев СВО. Не получилось: и женщин-врачей брали неохотно, и условия неподходящие – надо было увольняться с постоянного места работы, а свою краевую больницу Дания Исмаиловна оставить никак не могла. Но вот на третий год с начала СВО все сложилось – доктор Гилаева два месяца провела в Свердловске, шахтерском городе ЛНР. Как увидела ситуацию там, где идут военные действия, где живут и работают сильные люди, пережившие десять лет блокады и много беды, рассказала наша врач-хирург.

Когда вы учились, в медицинской академии работала военная кафедра?

– Да, я помню занятия по военно-полевой хирургии, вел Михаил Михайлович Анисимов. Помню заман, зарин – отравляющие вещества и, конечно, было невозможно представить, что знания пригодятся на практике. Думаю, основы военной медицины нужны студентам – как минимум, сортировка раненых.

Может, хорошо, что никто из нас не был готов к войне?

– Главное, я всегда была готова постоять за свою страну. Наверное, это врожденное – гипертрофированное чувство патриотизма. Я просто знаю, что живу в лучшей стране на свете. Россия всегда права, я ее люблю и буду на ее стороне. Любовь делает человека слабым и зависимым, но это не тот случай – чувствую себя нужной и сильной.

Расскажите, как добирались на Донбасс, как вас встретили.

– Летели до Сочи, оттуда на поезде в Луганск, затем в Свердловск. Это райцентр с населением около 100 тысяч человек, типичный для Донбасса шахтерский город. От фронта он сейчас на приличном расстоянии, туда ничего не долетает, но жизнь наша в Свердловске была строго регламентирована, и мы не нарушали инструкций, потому что врачи – и местные, и особенно приезжие, – не бывают в полной безопасности. Были люди, отвечавшие за нас, и мы старались не доставлять им хлопот.

Руководил нашей группой из восьми человек главный врач Красноярской скорой медицинской помощи Сергей Скрипкин. У Сергея Анатольевича это была десятая командировка на Донбасс! Теперь я очень понимаю, почему он туда возвращается, теперь я тоже уверена – у меня была не последняя командировка в зону СВО.

Встретили нас незабываемо. Заведующий отделением хирургии Свердловской ЦРБ Андрей Помазанов увидел хирурга, то есть меня, и не смог сдержаться: «Женщина – друг человека, - заворчал он. – Что, в Красноярске мужики-хирурги перевелись?». Я такое слышала в жизни не раз, поэтому и ухом не повела. Потом мы с ним пошли на обход, обсуждали больных, и Андрей Иванович явно попритих, посерьезнел, стал разговаривать уважительно – как с коллегой.

Забегая наперед, скажу: главный врач Сергей Захаров признался, что я командированный хирург, который оказал ему самую большую помощь, а лучшего комплимента удостоилась от свердловских анестезиологов. Они перед нашим отъездом говорят: «Дания Исмаиловна, считается, что женщина в хирургии и не хирург, и не женщина, вы же – и то и другое». А я больнице на память чайник подарила.

Думаю, мы и правда заслужили теплые слова, отработали на совесть, за два месяца пролечили 4,5 тысячи пациентов. Нас снимало местное телевидение, лично вручил благодарности мэр города Андрей Сухачев, обаятельный мужественный человек, настоящий воин – он организовывал в Свердловске ополчение в 2014 году. 

Расскажите главное – о своих пациентах.

– У меня уже серьезный врачебный стаж, но никогда я не чувствовала к себе такого отношения со стороны больных, как от этих настрадавшихся людей, которые стали чужими на своей земле, теряли родных, близких, десять лет до прихода России нуждались в самом необходимом. Ты идешь на обход и знаешь, что встретишь только признание и благодарность – все 25 человек ждут и очень-очень нуждаются в тебе.

Вот оно, главное – ты нужна, незаменима, это настоящее врачебное счастье. Это и есть причина, по которой Донбасс навсегда запомнится и будет тянуть к себе снова и снова. Там все настоящее, там искренность и удивительное братство. Я впервые в жизни увидела, как к больным приходят соседи, ухаживают, собирают деньги на дефицитные препараты, расходники. В Свердловске много одиноких людей – у кого-то уже давно уехали дети, погибли родные, но они живут какой-то братской общиной, поддерживают друг друга. Хочу отметить, что очень «заразно» украинское гэканье, шоканье – я не подцепила, а наши ребята очень быстро заговорили на суржике.

Медики там тоже другие – в украинской блокаде восемь месяцев не получали зарплату, натерпелись они. Есть большое желание всех людей Донбасса накормить, обогреть…

Выходит, вы получили в Свердловске и профессиональный, и личностный опыт?

– Что касается хирургии, все было знакомо – в основном острая хирургическая патология, были последствия ранений – спаечная болезнь. А вот человеческий, душевный опыт – неоценим. Я ведь готовилась к командировке – была в Москве на конференции по военной травме, участвовала во всех военно-медицинских чатах, получила благословение от своего любимого наставника – Сергея Николаевича Масленникова. Он ворчал, что я глупая, но я-то знаю – будь Сергей Николаевич помоложе, сам бы уже работал на Донбассе. Кстати, возраст врачей на этой войне не имеет большого значения – работают юные доктора и пенсионеры. Спасибо Донбассу и за то, что я снова убедилась: хирургия - лучшая профессия на свете!

Что бы вы сказали сегодня нашим студентам?

– Студентам я бы сказала: надо помогать. Там очень нужны волонтеры. А еще крайне необходима гуманитарная помощь. Если честно, я не понимала, как она важна на этой войне, но мы все должны помогать Донбассу – чем можем.

Последний вопрос, наверное, можно и не задавать: поедете еще?

– Домой в Красноярск в командировке, конечно, тянуло, и дома нас очень ждали. В аэропорту встречал с цветами главный врач краевой больницы Егор Евгеньевич Корчагин – спасибо ему. Мы отметили Новый год с друзьями и близкими, но уже тянет обратно на Донбасс, к этим красивым сильным людям.

Кстати, я не сказала, что люди в Свердловске яркие - статные, голубоглазые – это, наверное, и есть казачья порода.

Мы обязательно встретимся!   

Отзыв из Свердловска

Мне 70 лет. Я родилась в Сибири, в Иркутске, но так случилось, что с пятилетнего возраста живу на Донбассе, в городе Свердловске Луганской народной республики. Я врач по образованию, преподаю в медицинском колледже. Два месяца назад к нам в город приехала бригада красноярских врачей, за что им большая благодарность от жителей. Мне тоже посчастливилось познакомиться с замечательным доктором, хирургом краевой клинической больницы, профессионалом своего дела, добрейшей души человеком Данией Исмаиловной Гилаевой.

14 октября я перенесла сложнейшую операцию по поводу желчекаменной болезни, которая осложнилась эмпиемой желчного пузыря. И в это тяжелое и страшное для меня время приехали красноярские доктора и моя золотая Дания Исмаиловна, которая помогла мне пережить множество тяжелейших процедур своей заботой, пониманием, поддержкой и высоким профессионализмом. И самое сложное начало реабилитационного периода она провела рядом. Назначила очень грамотное лечение. И с каждым днем я чувствую себя все лучше.

Очень многое значит человеческое отношение. Раньше я считала, что хирурги редко проявляют свои эмоции. Но когда Дания Исмаиловна заходила в палату, мне казалось, что пришло солнышко, всегда улыбающееся, согревающее и успокаивающее. И все переживания становились не такими тяжелыми.

Огромное спасибо, что в моей жизни появилась эта красивая, умная, добрая и светлая девочка!

4 января 2025 года.

Справка:

Дания Гилаева родилась в Красноярске. Окончила КрасГМА в 2005 году, прошла ординатуру по хирургии на кафедре легендарного профессора Александра Николаевича Орлова. С 2007 года работает в Красноярской краевой клинической больнице. Врач высшей категории.

Записала Елена Корабельникова