Никита Литвинюк: Узнать новое, увидеть, как работают коллеги в другой стране

Никита Литвинюк, эндоваскулярный хирург, заведующий отделением рентгенхирургических методов диагностики и лечения недавно проходил стажировку в европейском медицинском центре. Учитывая сложившуюся международную обстановку, сейчас это - неординарное событие. О том, как проходило обучение и какие технологии изучал наш рентгенхирург – в этом материале.

- Никита, как вы попали на эту стажировку, где и чему учились?

- На многих медицинских международных платформах регулярно проходят обучающие мероприятия. Их очень много, семинары бесплатные, доступные - просто подключаешься онлайн и участвуешь в обсуждении, задаешь вопросы экспертам. Полноценное онлайн общение с лекторами, с вопросами-ответами. И был мини-курс для продвинутых специалистов по периферическим вмешательствам на артериях нижних конечностей, в котором участвовали европейские лекторы. По завершению курса объявили конкурс среди участников - это порядка 80 человек со всей Европы. Приз - возможность стажировки в европейской клинике. Для участия надо было записать видео с рассказом о себе - что ты за врач, чем занимаешься, что тебе интересно и почему бы хотел поехать на стажировку. Я записал видео – здравствуйте, я Никита Литвинок, врач из Красноярска. Конечно, я для них уже не был каким-то неизвестным человеком - на занятиях мы все познакомились онлайн.

- Много было желающих поехать на стажировку?

- Очень много видео, мои знакомые ребята отправили из России - из Питера, Москвы, из других городов. В итоге отобрали только пять человек, а из России оказался только я. Мне сообщили - Никита, вы выиграли двухнедельную стажировку в любом центре, который аккредитован, как обучающий. Можете поехать, посмотреть. Когда - время согласуем. Понятно, что вся бюрократическая история, плюс нынешняя ситуация – всё это накладывало свои нюансы, временные задержки. В итоге, согласовалось спустя полгода. Единственное, учитывая мою загруженность как заведующего отделением, я попросил на мне «сэкономить» и отправить только на неделю.

Сначала предлагали Стамбул, там есть специализированный крупный частный центр, но частная медицина не близки к нашей государственной по своему устройству. Была еще возможность поехать в Хорватию к профессору Vinko Vidjak. Был вариант поехать осенью в Италию, там вообще суперкрутой специалист – профессор Pаlenа, это один из мировых «топов» эндоваскулярного вмешательства на ногах. Но я посчитал, что лучше синица в руках, поскольку политическая ситуация настолько быстро меняется… Поэтому выбрал Хорватию.

- И вы не пожалели о своём выборе?

- Было интересно. Это была не такая стажировка, как обычно – вот ходи, смотри, узнавай, спрашивай, а мы будем отвечать на твои вопросы. Это была учёба только для одного меня, как приезжего специалиста. Профессор Виджек, который всем этим руководит, лично встретил меня и сказал: «Никита, у нас с тобой жёсткий план – на неделю в операционную. Мы читаем тебе лекции, ходим на обходы».

У них нормированный график – с 8 до 14. После 14 приходили кардиологи, и я оставался смотреть, как они работают - просто ради интереса. Там небольшое отделение, две операционных – одна небольшая, вторая – С-дуга (С-дуга – рентген-установка для несложных вмешательств - установки дренажей, взятия биопсии и прочего). Они работают очень активно именно с периферическими вмешательствами. В Европе есть разделение: инвазивные радиологи не могут делать коронарографии - для этого нужно быть кардиологом.

В отделении делают все периферические интервенции. Хорватия, Загреб – столица страны, и они производят много трансплантаций: 150-160 пересадок печени в год, пересаживают поджелудочную железу, тонкую кишку, а почки - в большом количестве вообще. То есть, у них очень большой опыт ведения таких пациентов. Направленность моей стажировки – периферические сосуды ног, но я просил рассказывать мне обо всём.

В первый день, когда я зашёл, профессор говорит: «Идем в операционную». Было восемь утра, мы пошли. На охране мне выдали электронный чип-карту с логотипом клиники, где по-хорватски было написано: «Никита Литвинюк - внешний специалист». С этим бейджиком я мог проходить везде.

Мы пришли в операционную, там были как раз вмешательства на ногах. Мой наставник спросил, буду ли я участвовать.  Я говорю - конечно! Думал, что буду ассистировать, а он говорит: «Ты оперируешь, я ассистирую». Это было технически несложное вмешательство. В процессе обсуждали его детали и нюансы.

- А разве можно стажёрам, тем более, из другой страны оперировать в европейских клиниках без специального сертификата?

-Вот! Это ключевой момент! Вообще, в Европе к операционному столу ты не подойдёшь. Просто, будешь стоять смотреть, либо, максимум – тебя отведут в ветлаб (лаборатория для отработки вмешательств на животных). Но! Профессор Виджек - это очень мощный врач, поэтому ему разрешено больше, чем другим. За счёт его заслуг, авторитета ему много чего дозволено. Ну и, конечно, он как врач понимает свою ответственность за мои действия и берёт её на себя. Доверие. Доверие…

- Какую технологию вы изучали?

- Тонкости эндоваскулярного вмешательства. Я посмотрел расходные материалы, которые пока недоступны у нас в стране, которые только планируют регистрировать в будущем, у нас они появятся позже. А я в Хорватии ими уже поработал. Он мне позволял делать всё, я ассистировал профессору только один раз, а в основном - он ассистировал мне. Мы оперировали, обсуждали, какой в этой ситуации лучше взять девайс для операции - тот или другой. Это был действительно продвинутый курс. Я уже многое умею, но мне нужно оттачивать навыки, понять, что вот здесь надо сделать так, а вот здесь – иначе.

- То есть, по сути, это расширение, закрепление навыков и компетенций, которые уже есть?

- Совершенно верно, да. Ну и понимание того, что на сегодня существует в мире. Потому, что в Европе расходных материалов используется гораздо больше, чем у нас. И это было круто – оперировать в европейской клинике. Сбылась моя маленькая мечта. Всегда интересно ощутить это – вот, ты стоишь в Хорватии, в Загребе, в европейском центре и оперируешь.

- Какая польза от вашего обучения для наших пациентов?

- Ну, я вернулся с кучей новых идей. У нас очень серьёзная развивающаяся хирургия, гепатологический центр, который хотят сформировать, очень активны хирурги-трансплантологи с точки зрения пересадок печени, например. И есть ряд вмешательств, которые мы сейчас обсуждаем, и я думаю, мы их внедрим в ближайшее время. Эти вмешательства хорошо вольются в перечень технологий, которые мы применяем для оказания помощи как пациентам, которые уже получили свою пересадку, так и тем, кто ждет пересадки. Мы можем облегчить и улучшить их состояние. Я думаю, что это, безусловно, польза для наших пациентов.

- То есть, эта стажировка была с прицелом на дальнейшее развитие, в том числе трансплантологии, верно?

- Да, мы внедряем вмешательства, которые помогают пациентам дождаться трансплантации. Есть очень интересные эндоваскулярные направления в абдоминальной, в общей хирургии, которые у нас пока не реализованы просто потому, что были другие нацпроекты, другие задачи, которые мы решали все эти годы и занимаемся сейчас. У нас выстроена качественная система по лечению коронарного синдрома, инсульта – у нас сложилась отличная команда. Теперь развиваются другие направления.

- В текущей сложной международной ситуации осталось ли понимание, убеждённость что врачи – вне политики, должны быть, во всяком случае? Какие взаимоотношения между врачами из разных стран?

- В Загребе я себя чувствовал, честно - как дома. Настолько дружелюбный коллектив, не было не единого намёка на проблемы. Я сталкивался с такой историей на одной из конференций по инсульту – были представители Польши, которые вели себя провокационно, беспардонно, а в Хорватии было классно. Я действительно чувствовал себя как дома. Они запросто звали – Никита, пойдём чай-кофе попьём. Но, от чего я испытал личное удовольствие, когда мы общались с профессором на английском, и, если он какое - то слово забывал, я ему говорил, скажите по-хорватски, я вас пойму. Он это слово говорит, а это слово очень похоже на русское. Мы, например, обсуждали, как осторожно вести по сосуду проводник Он говорит «нежно», - я говорю, по-русски тоже – нежно! Но несмотря на то, что официальный язык хорватский, все сотрудники так или иначе говорят по-английски - от санитарки до врача. Если я задавал вопрос женщине, которая там убирается, моет полы, куда мне повернуть, как пройти, она меня понимала, отвечала мне на английском, куда дальше идти.  

Это была очень своевременная и полезная стажировка – узнать новое, обрести интересные знакомства, увидеть, как работают наши коллеги в другой стране. Приятно ощущать чувство гордости за отечественную медицину, которая не уступает ни в чем, а в некоторых вопросах даже опережает наших зарубежных коллег, но все же обмен опытом всегда важен и безусловно принесет пользу нам и нашим пациентам.

Записал Сергей Головач