Российский лазер помогает бескровно удалять камни при мочекаменной болезни
Современную лазерную установку наши хирурги-урологи ждали давно, причём речь шла именно о конкретной отечественной модели, которую врачи опробовали в деле у своих коллег в одной из российских клиник. Весной текущего года именно такая лазерная установка поступила в распоряжение врачей краевой больницы и сегодня уже можно подвести первые итоги – оправдались ли ожидания урологов. Михаил Анатольевич, когда начали использовать у нас новую лазерную аппаратуру?
- Современная лазерная установка Fiberlase U3 приобретена в мае 2022 года. В эксплуатацию введена с первого дня.
Для лечения каких заболеваний преимущественно используется данный аппарат?
- Основной точкой приложения лазеров в урологии является дробление камней, то есть при мочекаменной болезни. При этом локализация, плотность конкремента для этого лазера не очень важна. Главное, чтобы была возможность осуществить доступ к камню, а для этого необходим большой арсенал эндоскопического оборудования, который в больнице сегодня имеется. Данный лазер относится к тулиевым высокоэнергетическим лазерам. Их преимущество заключается в том, что они позволяют выполнять хирургические вмешательства и на тканях. В частности, возможно выполнение лазерной аденомэктомии (удаление аденомы простаты), что особенно важно при аденомах предстательной железы больших размеров. Использование лазера позволяет обойтись без открытой операции. На данный момент инструментов для выполнения таких операций в больнице нет, но в ближайшем времени планируется приобретение необходимого оборудования.
Каковы всё же основные преимущества лазера перед другими хирургическими инструментами?
- Преимуществ этого лазера немало, начиная с его малых габаритов. Наличие свободного пространства, с учетом большого количества используемой техники в урологической операционной, очень важно. Следующим большим плюсом является – высокая мощность лазера, которая позволяет выполнять дробление камней любого состава, плотности и размера. К примеру, еще год назад для удаления камня мочевого пузыря более 2 сантиметров требовалось открытое вмешательство – разрез, после операции обязательно требовалась установка чрескожного дренажа в мочевом пузыре - минимум на 2 недели. Теперь такой конкремент дробится и удаляется за 20-30 минут, при этом ни разрезов, ни внешних дренажей нет, а пациент может быть выписан на третьи сутки. Ну и ещё одним несомненным плюсом является скорость дробления камней. Используя ранее имеющееся в больнице оборудование, на фрагментацию конкремент размером в 1,5 сантиметра у нас уходило не менее 30-40 минут, то сейчас это занимает не более 10 минут. Очень важно отметить и высокую безопасность данной модели лазера. В его комплектации предусмотрены механизмы защиты от избыточного воздействия высокой энергии, при этом данный тип лазера обладает низкой проникающей способностью, то есть действие разряда происходит только на кончике лазерного волокна, что защищает окружающие здоровые ткани во время дробления. Преимуществ много и описывать их я могу очень долго.
Михаил Анатольевич, а как часто новый лазер востребован в практической работе?
- Ежедневно, и не по одному разу. За 3 с небольшим месяца выполнено более 150 операций с использованием этого оборудования.
Это, как мы уже сказали в начале интервью, российская разработка. Насколько всё-таки аппаратура удобна и надёжна?
- Да большим плюсом является, что эта разработка отечественная, причем сибирская, что очень радует, но, конечно, радует не только тем, что это изобретение наших земляков. Главное, что это очень высокотехнологичная техника. В доказательство этому можно сказать, что права на продажу этого лазера приобрела одна из крупных компаний за рубежом и планирует продажи уже под своим брэндом. Что касается надёжности, я бы сказал, как у танка Т-34, но, конечно, время покажет.
В каких областях ещё сегодня может применяться лазер?
- В основном у нас лазер применяется в урологии, но потенциально может быть использован и в других специальностях, где есть необходимость дробления конкрементов, или возникает потребность во внутрипросветном рассечении стриктур, например, сужений мочеточника, мочеиспускантельного канала или удаления опухолей мочевыделительного тракта – у нас это уже применяется. Теоретически, можно рассекать и какие-то сужения, например, в ЖКТ или желчных путях.
Какие ещё хирургические технологии планируете внедрять в обозримом будущем?
- Планы, конечно, есть, здесь важен вопрос целесообразности. В первую очередь, необходимо максимально эффективно использовать имеющееся оборудование. Для этого требуется определенное дооснащение урологических операционных. Современная хирургия – это уже не просто руки хирурга и скальпель, теперь это и эндовидеохирургические, рентгенологические, ультразвуковые, роботические комплексы. Современная урология – это очень динамично развивающаяся специальность, очень много появляется технологических решений, которые приходят из других профилей.
Ну, а, если говорить о первоочередных планах, хотелось бы внедрить лазерную энуклеацию аденомы простаты в практику, первый шаг сделан – лазер приобрели. Теперь необходимо дооснастить операционные специализированным эндоурологическим инструментом и аппаратом для эндовезикальной морцелляции аденомы простаты, то есть, для измельчения плотных структур аденомы. Это позволяет удалять патологическую ткань из организма без дополнительных разрезов. Обладая полным комплектом аппаратуры, открытую аденомэктомию – как операцию, мы, наверное, очень скоро просто забудем.